Поздравление матерное

2493

Поздравление матерное

Поздравление матерное



Н.М. МЕТЕНОВА

ЗРОСЛЫМ О ДЕТЯХ

Новые подходы к оформлению и содержанию

наглядной информации для родителей

в дошкольных учреждениях

ЯРОСЛАВЛЬ
1999

Метенова Н.М.

Взрослым о детях.

, '■^■li        Т   V

В данной брошюре автор обращает внимание заинтересованно-
го читателя на наглядную информацию в дошкольных учреждениях,
которая часто представляет собой скучное и бледное зрелище.

Автор предлагает новые нетрадиционные подходы к решению
этой проблемы, которые безусловно будут способствовать развитию
педагогического просвещения родителей и их сотрудничеству с педа-
гогами в процессе воспитания детей.

Брошюра адресована прежде всего воспитателям детских садов.


Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим про-
свещением родителей. Именно родителями закладываются основы
характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с
окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя
процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и
пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогиче-
ской помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача
педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его
проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней ме-
ре, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.

Формы работы с семьей по педагогическому просвещению раз-
нообразны. В этой брошюре речь пойдет о наглядной информации.
Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и
имеет огромные возможности по освещению педагогического процес-
са. В то же время она не предусматривает непосредственного контак-
та педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеет
не меньшее значение, чем ее содержание. Родитель должен быть при-
влечен ею и заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к
оформлению наглядной информации в детском саду.

  1. Информационные уголки оформляются по единому сюжету:
    по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки,
    водного царства, звездного неба, русской комнаты или игрушечного
    магазина.
  2. В оформлении используются разнообразные материалы: па-
    ралон, пенопласт, береста, лоза, атлас, мех, макраме, папье-маше,
    пластик, синтепон, соломка, керамика, дерево (резьба, выжигание), а
    так же мелкие предметы, необходимые для украшения нарядов и
    привлекательности персонажей: пуговицы, бусинки, блестки, нитки
    мочала, вата; природный материал: семена тыквы, подсолнуха, арбу-
    зов, скорлупа яиц, грецких орехов, шишки, ветки, желуди; бросовый
    материал: катушки из-под ниток, пробки, пластмассовые бутылки,
    проволока, фольга, использованные фломастеры.
  3. Традиционные стенды и планшеты заменяются необычными
    формами соответственно сюжету: в цветке, на короне, фартуке, в
    морковках, клубничках, перьях птиц, вагонах поезда и т.д.

3

  1. Материалы текстов помещены в специальные кармашки из
    оргстекла, глянцевой бумаги соответственно формам предметов: в
    клубничках - овалы, в фартуке - полукруг, трапеция.
  2. Информация дается крупным печатным шрифтом на свет-
    лом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 мет-
    ров. Тема выделяется цветом и более увеличенными размерами.
  3. Уют и комфорт, необходимые для благоприятного воспри-
    ятия предлагаемого материала, создается за счет использования соче-
    тающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, тюлей и
    штор на окнах, салфеток на столе, наличия живых цветов, зелени,
    икэбаны и, конечно, чистоты и порядка.
  4. Прочность и безопасность - одно из основных требований к
    оформлению наглядной агитации. Все материалы основательно при-
    крепляются к деревянной основе. Не рекомендуется приклеивание
    листов бумаги к стене, а также использование кнопок, скрепок и дру-
    гих острых предметов.
  5. Информационные материалы регулярно обновляются в за-
    висимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, но не реже одного
    раза в месяц.
  6. Местом для оформления наглядной педагогической инфор-
    мации может служить как групповая раздевальная комната, так и
    другие уголки детского сада, где часто бывают родители: коридоры,
    площадки у кабинета заведующей, медиков, психолога, логопеда и
    даже участки веранды, стены у входа в детский сад. •


ОФОРМЛЕНИЕ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ниже приводится перечень и описание основных информаци-
онных уголков (рубрик), которые безусловно могут быть дополнены
и расширены самими педагогами.

Настенная тематическая информация по педагогическому про-
свещению

Настольная тематическая информация.

Уголок краткой информации.

Для чтения дома.

Музыкально-поэтический уголок.

Медицинский уголок "О здоровье"

Объявления.

"Благодарим"

"Рады сообщить вам..."

Вести с занятий.

Уголок творчества детей.

Меню.

ОКНО - очень короткие новости.

Фотоуголок настроения.

Режим, сетка занятий.

Выставка: "Сделайте вместе с детьми".

Фотоуголок: "С вашими детьми работают".

Уголок забытых вещей.

"Поздравляем".

Зеркало.

НАСТЕННАЯ ТЕМАТИЧЕС1САЯ ИНФОРМАЦИЯ

Советы на одну из тем по воспитанию детей располагаются на
самом видном месте. Тема должна привлечь внимание родителей не
только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Вме-
сто привычных заголовков, таких как "Советы родителям", лучше
написать: "Секреты воспитания вежливого ребенка" или "Что делать,
если ребенок упрямится?", "Как избавить ребенка от страхов". Заго-
ловок располагается на одном из предметов сюжета и выделяется цве-
том, увеличенными размерами букв из фольги, тесьмы, соломки, вы-
шивки и т.д. Например, если раздевальная комната оформлена в виде
леса, то тема - на солнышке или облаках.

Правила и советы не концентрируются в одном месте, а раз-
бросаны по стене: по одному совету-предложению даны персонажам,
написаны на предметах задуманного сюжета. Так, у гусей-лебедей в

5

клювах - перья, на перьях - советы. Звери: заяц, белочка, медведь
держат в лапках любимые лакомства: морковь, орех, бочку с медом,
на них - кармашки с советами.

Советов должно быть не более пяти. Все правила и рекоменда-
ции пишутся печатными буквами на светлом фоне (не допускается
написание на красном, зеленом и других темных тонах бумаги), при-
чем, чтобы не сливались тона, на которых написан текст, со стеной,
можно окантовать силуэт предмета, персонажа яркими цветами.

Важную роль в оформлении настенной информации играет но-
визна и необычность материалов. Так Карлсон, держащий в руках
банку с вареньем, изготовлен из паралона, пропеллер из пластика,
ворот из шелка, глаза из пуговок, волосы из шерстяных ниток, высы-
пает из банки клубнички, на которых помещены конкретные советы
на тему "Если ребенок лжет". Еще вариант: вверху на стене - луна, на
которой - тема, а на елке, шляпке грибка, сердцевинке цветка - сове-
ты по воспитанию детей.

Настенная информация обновляется ежемесячно.

НАСТОЛЬНАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Информация по вопросам педагогики, психологии, медицины,
располагается на столике. Его желательно накрыть красивой салфет-
кой, поставить цветы или икэбаны соответственно времени года. У
стола - 1-2 стула, рядом - крючок для сеток, сумок. Все это направле-
но на создание благоприятной атмосферы, необходимой для создания
положительных эмоций, восприятия информации, которая должна
вызвать интерес родителей. В изготовлении игрушек, сказочных пер-
сонажей, участвующих в настольной агитации, желательно привлечь
детей, которые обращали бы внимание родителей на свой труд, и са-
ми бережно относились к поделкам.

Настольная информация может быть представлена с помощью
мягких легких игрушек, изготовленных из разнообразного материала.
Тема, выделенная цветом и размером, располагается на основных
предметах сюжета, украшениях персонажей. Подача советов, не более
трех, обыгрываете» персонажами.

Примерные варианты сюжетов.

  1. Черепаха, сделанная из скорлупы грецких орехов, держит
    плакатик с названием темы: "Если ребенок лжет". На вышитой сал-
    фетке голубого цвета - лилии. Они связаны из ниток, из их сердцеви-
    нок выглядывают листочки с советами.
  2. На дереве (из бумаги), в гнезде (из ваты) сидит птичка (из
    накрахмаленных ниток), в клюве - тема: "Наказывая ребенка, нужно
    помнить..." Рядом с деревом - игрушки зверей, в лапках которых -
    советы.

6

  1. На пеньке - колобок, сшитый из ткани, в берете. На кисточ-
    ке берета - тема "Предотвратить травматизм можно, если...", а сове-
    ты находятся в шляпке грибка, на ягодке, в сердцевинке цветка, рас-
    положенных рядом на столе.
  2. У торшера (из катушек ниток и ткани) сидит бабушка (из
    папье-маше, бусы из рябины, юбка украшена аппликацией по ткани)
    и вяжет шарф из трех клубков. На торшере - тема: "Советы по воспи-
    танию внуков", а в клубочках - советы в форме кружков.
  3. Доктор Айболит держит телеграмму с темой: "Береги глаз,
    как алмаз" и шприц или карандаш больших размеров, на гранях ко-
    торых - советы.
  4. На самоваре, расписанном гжелью, - тема, на блюдцах - ча-
    шечки с советами.

-   Олимпийский медвежонок (из меха), на груди которого -
медаль с темой, держит обручи, кольца, в них - советы.

-        Петух в клюве несет название темы, в хвосте его - советы.

-        Паровоз, изготовленный из картона и ткани, везет пассажи-
ров: зайца, кота, лягушку, белочку (их меха). В парах клубящегося
дыма - тема: "Как любить ребенка", а в лапках зверюшек, выгляды-
вающих из окон вагонов, - советы. За паровозом бежит лиса с чемо-
даном, на котором надпись: "Успехов вам".

УГОЛОК КРАТКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Данная рубрика знакомит родителей с короткими высказыва-
ниями великих людей, яркими строками стихов, меткими народными
пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения.
Этот уголок размещается на стенах коридоров, у входа в детский сад,
раздевалку или в пролете между переходами. Как и предыдущие, руб-
рика оформляется нетрадиционно. Например, в виде радио, на кото-
ром строки М.Ю. Лермонтова:

"Поверь мне, счастье только там,
Где любят нас, где верят нам."
В виде экрана телевизора, на котором написана пословица:
"Учи жену без детей,
А детей - без людей."
В виде звезды из фольги, в которой помещены слова Шекспира:
"Злое слово несет беду устам, его сказавшим".

В виде солнышка, приютившего высказывание Ушинского:
"Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не
обманывайте его".

В виде цветка со словами Ж.Ж. Руссо: "Знаете ли вы, какой са-
мый верный способ сделать вашего ребенка несчастным - это при-
учить его не встречать ни в чем отказа".

7

В данном уголке должно быть только одно высказывание, по-
словица или стихотворение, причем напечатанное крупно, на светлом
фоне.

УГОЛОК «ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДОМА"

Материалы данного уголка желательно расположить невысоко
на стене над столом, чтобы его оформление стало продолжением сю-
жета настольной агитации. Так, если на столе тема и советы освеще-
ны на предметах сервировки, то на стене - поднос, на нем аппликации
тарелок, самоваров, салфеток (из того, чего нет на столе), по количе-
ству советов.

Если на столе - кукла в национальном костюме, то на стене, в
уголке "Для чтения дома" - расписное коромысло с ведрами. На ко-
ромысле дается тема: "Правила хорошего тона во время беседы", а на
ведрах - советы.

Если на столе - курочка Ряба с темой и советами на яйцах, то
на стене - лужайка, на которой детские работы по аппликации - цып-
лята.

Если на столе изображена улица города: машины, дома, то на

стене - светофоры с советами для родителей.

УГОЛОК ПОЭЗИИ И МУЗЫКИ

Стихи и песни, которые учат дети на занятиях по музыке, раз-
витию речи и в свободное время, а также стихи, способствующие кор-
ректировке поведения взрослых, красочно оформляются в альбомах,
тетрадях небольших размеров с тем, чтобы родители могли взять их
домой и переписать, особенно те, чьи дети имеют трудности в запо-
минании, выразительном чтении. Иногда можно давать на дом
"хитрые" задания всем родителям, такие как: "Нарисуйте картинки к
куплетам песни, строкам стихотворения". Данные задания рекомен-
дуется писать на каждую семью.

УГОЛОК ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

В данном уголке - работы детей по рисованию и аппликации,
лепке и конструированию. Тема занятия и программное содержание
помещаются в специально отведенном кармашке, который распола-
гается в крыше домика, в руках Веселого Карандаша. Работы по ри-
сованию и аппликации могут быть выставлены все или частично,
причем, они скрыты "забором", "травкой", чтобы родители не имели
возможности сравнивать рисунок своего ребенка с другими. Выстав-
ки с детскими работами должны быть хорошо закреплены лесками,
ажурной реечкой снизу.


Для показа рисунков и аппликаций можно использовать не
только выставки, но и попочки с конвертами на каждого ребенка.
Работы детей по лепке и конструированию можно разместить на по-
лочках сказочного домика, лесенке избушки, фартуке Лисы-
Патрикеевны, украшенных резьбой, плетением. Фамилии и имена де-
тей можно написать на бортике полочки.

МЕДИЦИНСКИЙ УГОЛОК

С помощью этой рубрики родителям предоставляется возмож-
ность получить данные о росте, весе ребенка, о диете, режиме дня,
получить ответы на волнующие вопросы по профилактике тех или
иных заболеваний.

ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

Объявления вывешиваются соответственно форме планшета.
Они должны быть напечатаны на листах и окантованы цветной бума-
гой, с тесьмой, природным материалом, привлекая внимание не толь-
ко содержанием, но и эстетичным нетрадиционным оформлением.
Если это, например, приглашение на новогодний утренник, то текст
помещается в бороде Деда Мороза или на мешке с подарками.

РУБРИКА: «БЛАГОДАРИМ''

На красочном табло, в виде телеграммы, указа-свитка написа-
ны слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь
в благоустройстве участков, групп детского сада, приобретении мате-
риалов, изготовлении и ремонте игрушек, занимаются с детьми, уча-
ствуют в других мероприятиях. Не рекомендуется перечислять сразу
много фамилий-, лучше по одной и с указанием конкретного вклада.
"Благодарим Петрову Анну Павловну, за организацию театрального
кружка".

Стихотворные строки со словами похвалы также служат в ка-
честве морального поощрения:

Он классный мастер - золотые руки!

За это уважаем мы его.

Он мастерит прекрасные игрушки,

На это время не жалея своего
Иногда необходимо написать слова благодарности всем роди-
телям за участие в конкурсе игрушек, стихов, в подготовке к роди-
тельскому собранию, в расчистке снега и сооружении построек. И
даже если для некоторых эта благодарность будет адресована аван-
сом, это будет способствовать активизации их деятельности.

8


9

Главное в оформлении этой рубрики - своевременная похвала,
теплые слова и частое ее обновление.

РУБРИКА: "РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ"

Эта рубрика может иметь и другие, похожие по смыслу, назва-
ния: "Приятные новости", "Наши успехи", но основной ее целью яв-
ляется сообщение родителям об успехах детей в труде, культуре пове-
дения, в добрых поступках. Это можно давать короткой информаци-
ей как об успехах отдельных детей, так и всей группы.

Рубрика поможет знакомить родителей с теми вопросами вос-
питания, которые актуальны для детей данной группы на данный
момент. Похвала нужна детям для того, чтобы вызвать их желание
следовать прививаемым правилам, а родителям - веру в своих детей.

РУБРИКА: "ВЕСТИ С ЗАНЯТИЙ"

Эта рубрика знакомит родителей с темами, целями и задачами
основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают
дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует
тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, давать
им свою посильную помощь.

В этой рубрике возможно и обращение педагогов, детей к ро-
дителям в виде просьбы оказать помощь в разгадывании ребусов,
кроссвордов, в ответе на трудный вопрос, в составлении сказки, сти-
хотворения или принять участие в ролевом чтении сказки и ее театра-
лизации, изготовлении декораций, в совместном рисовании, апплика-
ции, конструировании на заданную тему.

МЕНЮ

Табличка с меню так же, как и все другие, должна быть нескуч-
ной. Например, повар с поварешкой указывает на меню, которое на-
писано на колпаке, глаз повара весело подмигивает, а уста говорят:
"Приятного аппетита". Или: изображается костер в печи из фольги, а
над ним вывешено меню. Не обязательно меню вывешивать в разде-
валке, лучше у входа в детский сад или в специально отведенном мес-
те. Крупный печатный шрифт дает возможность быстрее ознакомить-
ся с предлагаемым меню.

РУБРИКА: ОКНО - Очень Короткие Новости

Название может быть и другим. Например, "А знаете ли Вы...",
но в отличие от уголка краткой информации здесь содержатся корот-
кие сообщения о новых исследованиях в области педагогики, психо-


логии, медицины, эта рубрика знакомит со статьями из периодической
печати и новинками литературы. Оформить панно можно в виде
раскрытой книги (из бересты в руках Мери Попинс, Архимеда или
телеграммы, которую держит сорока, на глазах которой - очки, в клюве -
лист с текстом.

ФОТОУГОЛОК "ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ"

Уголок размещается в раздевальной комнате или в группе и
служит визитной карточкой. Свои фотографии пришедшие утром дети
показывают, переворачивая с обратной стороны на лицевую, как бы
заявляя о себе. "Здравствуй, я здесь".

На обратной стороне можно написать фамилию, имя ребенка.

РЕЖИМ И СЕТКА ЗАНЯТИЙ

Эта информация по усмотрению педагогов может быть распо-
ложена в специально отведенных уголках помещения детского сада или
раздевальной комнате.

Желательно на первом собрании сообщить родителям данную
информацию или раздать родителям памятки, так как она неизменна в
течение года.

ВЫСТАВКА "СДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ"

Эта выставка должна побуждать родителей к совместным занятиям
с детьми в семье.

На специальных полочках выставляются игрушки из бросового
природного материала, куклы для театрализации сюжетов сказок,
гирлянды, икэбаны из замороженных солью веток, кленовых листьев,
праздничная сервировка стола комнатки из обувных коробок для кукол
Барби, куклы из сухих трав, аппликации из листьев, семян и многое
другое. Родители должны иметь возможность взять домой образцы и по
возможности необходимые для изготовления поделок материалы,
которые предлагаются тут же в коробках: глина, лоскутки ткани, кожи,
фольга, цветная бумага, бусинки, природный и бросовый материал.

Для большего интереса родителей к этой деятельности следует
объявить конкурс на лучшую работу с последующей выставкой поделок.

ФОТОУГОЛОК "С ВАШИМИ ДЕТЬМИ РАБОТАЮТ"

В этот уголок, оригинально оформленный в виде солнышка,
цветочной полянки, в искрах салюта, помещены фотографии с име-
нами, отчествами, фамилиями тех  руководителей,   педагогов,  специа-

10


11

листов, медиков и сотрудников детского сада, которые работают с детьми
этой группы. Дополнить фотографии можно информацией об
образовании, интересах этих людей.

Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с
их детьми, и это облегчает общение родителей с педагогами.

УГОЛОК ЗАБЫТЫХ ВЕЩЕЙ

Обратить внимание родителей на то, что именно здесь находят-
ся потерянные вещи детей, помогут яркие игрушки больших разме-
ров, прикрепленные невысоко к стене или на полу. Карман Чебураш-
ки, кувшин Журавля, фартук Лисы, вагоны поезда могут служить мес-
том хранения этих вещей, на игрушках - призывы или просьбы заг-
лянуть в их кармашки. Надписи должны быть безобидными. Неже-
лательны такие названия, как "Уголок Маши - растеряши". Сделать
это надо тактичнее. Например, на грибке-мухоморе, шляпка которого
приподнимается, написано:

Чей платочек,
Чей носочек?
На груди у петушка кармашек с надписью:
Ку-ка-ре-ку! Чей платочек?
Ку-ка-ре-ку! Чей носочек?
Эй, ребята, не зевай,
Свои вещи разбирай.
Из корзины, которую несет медведь, выглядывает Машенька и
указывает на надпись:

Высоко сижу,
Далеко гляжу.
Все утерянные веши
В короб я сложу.
В уголках ясельных групп желательно наличие не одного кар-
машка, а нескольких: для платочков, носков, варежек... Например, в
виде гусеницы с несколькими кружками-отделами для забытых вещей
и   рисунками-указателями. На короне гусеницы - надпись: "Кто ищет,
тот   всегда   найдет".   Использование   разнообразных   материалов   и
предметов, необходимых для оживления персонажей - глаза подмиги-
вают, рот открывается, ноги и руки двигаются, уши шевелятся, - вы-
зовет особый интерес со стороны детей и взрослых и поможет в обыг-
рывании речи этих игрушек с целью привития и закрепления правил
бережного отношения к своим вещам.

Так, Красная Шапочка расскажет детям как беречь вещи и вру-
чит цветочки тем детям, у которых они всегда на своем месте. Бура-
тино своим волшебным ключиком может лечить детей от рассеяннос-
ти и забывчивости. Заяц шевелит ушами, а Кот - усами, так как за-

12


метили разбросанные вещи в раздевалке. Чебурашка, подмигивает и
просит в конце каждого дня заглянуть к нему в карман.

"ПОЗДРАВЛЯЕМ"

Красочное панно с таким названием не трудно оформить в ко-
ридорах детского сада, а в раздевальной комнате поздравительные
тексты можно поместить на доске объявлений. Следует помнить о
том, что и поздравление родителей с праздниками, событиями не
только способствует созданию хорошего настроения, служит знаком
внимания и уважения, но и преследует воспитательные цели.

ЗЕРКАЛО

Удивительно, но даже обычное зеркало, занимающее место на
стене соответственно росту детей, является средством воспитания де-
тей и взрослых.

Выработать привычку смотреться в зеркало можно в том слу-
чае, если оно будет забавным: в виде нарядной уточки, принцессы,
космонавта, Петрушки, Чебурашки, белочки. Хорошо, когда эти пер-
сонажи обращаются к каждому с добрыми пожеланиями:
"Улыбайтесь", "Будьте вежливыми", "Вы очень красивые", "Я люблю
тебя".

ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ НАГЛЯДНОЙ
ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Безусловно, темы и их содержание так же, как и оформление
наглядной информации, могут и должны быть дополнены педагога-
ми. Но при подаче данной информации педагогам следует опасаться
ее перегрузки, что повлечет за собой потерю интереса к ней со сторо-
ны родителей.

Педагогические темы.

Родителям о воспитании.

Родительские заповеди.

Как надо любить ребенка.

Материнские заповеди.

О материнской ласке.

Для вас, родители.

Советы по воспитанию внуков.

Секреты воспитания вежливого ребенка.

"Чтобы ребенок слушался" - советы А.С. Макаренко.

Как отвечать на детские вопросы?

Как отвечать на детский вопрос: "Откуда берутся дети?"

Как воспитывать у детей самостоятельность?

Чтобы ребенок рос трудолюбивым...

Что делать, если ребенок упрямится?

Какие усилия требуются от родителей упрямых детей?

Советы родителям, чьи дети страдают истериками.

Как преодолеть капризы?

Вечер в семье.

Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?

Как научить ребенка беречь книги?

Какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматри-
вания картинок в книге?

Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?

Хорошая речь слаще меда.

Правила хорошего тона во время беседы.

Если ребенок провинился...

Наказывая ребенка, нужно помнить...

Как избежать травм во время занятий физкультурой с ребен-
ком?

Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопас-
ности.

Как избавить ребенка от страхов?

Как встречать ребенка дома?

Как провожать ребенка из дома?

14


Правила для сладкоежек.

Можно ли контролировать поведение ребенка с помощью при-
зов?

"Правила дорожные детям знать положено".
Какие игрушки приобретать детям?
Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки...
Если у ребенка плохой аппетит...
Если ребенок говорит неправду...
Проверьте отношение ребенка к вам.
Как формируется личность.
Секреты любви и взаимопонимания.

Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания чело-
века.

Чтобы ребенок соблюдал все правила поведения за столом...

Как сервировать стол?

Секреты хорошего аппетита.

О правилах поведения во время чаепития.

Знают ли ваши дети правила поведения за столом?

Если ребенок дерзит...

Медицинские темы.

О взаимоотношениях с ребенком, если он болен.

"Береги глаз, как алмаз".

Дети и телевизор.

Если заболело ухо...

Уход за зубами.

Упражнения на релаксацию.

Материалы для уголка краткой информации.

РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ

СЕБАСТЬЯН БРАНДТ

Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё' то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.

РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ

Уважаемые родители!

15

Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые
отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и
авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уваже-
ние. Но ваши устремления достигнут цели, если Вы:

  1. Знаете, что доверие - основное правило.
  2. Всегда своим детям говорите правду.
  3. Стараетесь быть примером для ребенка.
  1. Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою
    точку зрения.
  1. Советуетесь с ребенком.
  2. Не обманываете ребенка.
  1. Учите правильно оценивать свои поступки и поступки дру-
    гих детей.
  2. Не ставите целью добиться полного послушания с первого
    слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не
    прав.
  1. Постоянно читаете книги вслух своему ребенку.
  1. Осуждаете ребенка за проступок, вспоминая себя в его воз-
    расте.
  1. Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.
  2. Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.

КАК НАДО ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА

  1. Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными
    спортсменами, музыкантами или интеллектуалами - они должны
    быть просто детьми.
  2. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или
    хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих
    нас их привычек и выходок.
  3. Если мы будем любить их только тогда, когда ими доволь-
    ны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
  4. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, на-
    ши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся
    самокритичности.
  5. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети ут-
    вердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родите-
    лям всегда надо больше, чем ребенок может.
  6. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними
    общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет
    открытым и любящим.
  7. Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно це-
    ловать или обнимать ребенка - достаточно дотронуться до его руки,


похлопать по плечу, взъерошить волосы - ваши прикосновения дела-
ют его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребе-
нок болен, устал, когда ему грустно.

8. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а
качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет,
вслушаться в его слова.

МАТЕРИНСКИЕ ЗАПОВЕДИ

  1. Люби своё дитя, но не балуй, не губи. Избаловать дитя мож-
    но и в бедности. При ласковой строгости можно растить настоящим
    человеком и в богатстве.
  2. Воспитывай благодарность: если нет ответной любви на
    твою самоотверженность, считай, что дети только потребляют твою
    любовь. Пусть будет хорошо не только детям, но и тебе.
  3. Тебе не будет счастья без счастья твоих детей, но их тоже
    пусть трогают твои беды.
  4. Будь другом детям, но не приятельницей. Будь рядом с ни-
    ми, но выше. Будь доброй, но не добренькой.
  5. Учи детей думать не о вещах, а о делах: трехлетняя дочь
    пусть помогает матери, трехлетний сын пусть защищает её. Никто не
    может сидеть без дела, когда трудится мать.
  6. Мать, помни: лучшее - детям.
  7. Дети, помните: лучшее - матери.
  8. Мать, помни о себе: забудешь - плохо станет детям.
  9. Помни: всё исходит от тебя, всё подчиняется тебе.

О МАТЕРИНСКОЙ ЛАСКЕ

Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с по-
требностью в ласке. Если ребенку не достает вашего теплого отноше-
ния, он неизбежно нервничает, грубит, не находит себе места.

Это "нервное начало" - своеобразное требование тепла.

Ласка смягчает нрав, создает необходимую контактность.

Ребенок ищет ласковых прикосновений, добрых слов, взглядов.
Будьте мудрыми в ласке. Ощущения, порой, сообщают ему куда
больше, чем слово. Если есть такая возможность избежать слов и вы-
разить свое отношение жестом, движением, прикосновением, делайте
это смелее и чаще.

Не обязательно ласкать специально. Вы выходите на прогулку:
поправьте шарф, погладьте волосы ребенку.

16


17

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ

  1. Время работы детского сада.
  2. Время приема детей.
  3. Время ухода детей.
  4. О необходимости привести или забрать ребенка в неурочное
    время просим сообщать заранее.
  5. О невозможности прихода ребенка в детский сад по болезни
    или другой уважительной причине просим сообщать.
  6. Порядок взимания платы за д/сад.
  7. Часы приема посетителей заведующей и бухгалтером.

Обратите внимание.

  1. Перед тем, как вести своего ребенка в детский сад, необхо-
    димо проверить, правильно ли он одет, соответствует ли его костюм
    времени года, температуре воздуха.
  2. Особенное внимание стоит обратить на обувь. Она должна
    быть теплой и соответствовать размеру ноги. Проверьте застежки и
    завязки.
  3. Носовой платок необходим ребенку как в помещении, гак и
    на прогулке. Следует научить ребенка пользоваться носовым плат-
    ком.

СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ

Дорогие бабушки и дедушки! Познакомьтесь, пожалуйста, с
этими советами по воспитанию внуков и внучек.

  1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле
    в услужливость и рабское повиновение.
  2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим
    для самовоспитания.
  3. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и дос-
    тавлением удовольствий.
  4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
  5. Рассказывайте им почаще о себе, о своем детстве, о работе.
  6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горе-
    сти, переживания.
  7. Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки,
    гуляйте вместе с ними.
  8. Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудо-
    любия.
  9. Давайте им возможность трудиться рядом с Вами.
  10. Не напоминайте им о том, что они еще маленькие. Старай-
    тесь вовлечь их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.


11. Будьте, пожалуйста, подчеркнуто вежливы, последователь-
ны в общении с внуками.

СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ ВЕЖЛИВОГО РЕБЕНКА

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые ро-
дители, ведете себя:

  1. Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более
    по отношению к своим друзьям.
  2. Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего
    сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем
    или при обращении к нему грубых слов и ни в коем случае не приме-
    няете в виде воспитательной меры физические наказания.
  3. Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где толь-
    ко возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка.
  4. Предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из
    вас не согласен с замечаниями другого, то высказываете только в от-
    сутствие ребёнка.
  5. Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их и
    себе.
  6. Уважаете достоинство маленького человека, исключив сло-
    ва: "Ты ещё маленький", "Тебе еще рано".
  7. Не забываете говорить ребенку "пожалуйста", "спокойной
    ночи", "спасибо за помощь", а также часто используете похвалу.
  8. Правила культурного поведения прививаете детям система-
    тически, а не от случая к случаю.

"ЧТОБЫ РЕБЕНОК СЛУШАЛСЯ" -
СОВЕТЫ А.С. МАКАРЕНКО

Чтобы ребенок Вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ва-
ше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

  1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздра-
    жением, но не должно быть похоже и на упрашивание.
  2. Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от
    него слишком трудного напряжения.
  1. Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить
    здравому смыслу.
  2. Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязатель-
    но выполнено.
  3. Там, где Вы должны требовать, никаких теорий не должны
    разводить, а должны требовать и добиваться выполнения Ваших тре-
    бований.

19

18

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?

  1. Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахивай-
    тесь от них.
  2. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос. Постарай-
    тесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о
    котором он спрашивает.
  3. Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы,
    при этом избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
  4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побу-
    дить к дальнейшим наблюдениям, размышлениям.
  5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность
    ребенка, отвечая на его вопросы встречным: "А как ты думаешь?"
  6. В ответе на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в на-
    блюдение за окружающей жизнью, прочитайте ему книгу, рассмотри-
    те вместе иллюстрированный материал.
  7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства,
    воспитывайте чуткость, тактичность к окружающим людям.
  8. Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не
    бойтесь ему сказать: "Пока ты еще мал. Научишься читать, пойдешь в
    школу - узнаешь многое сам и сможешь сам ответить на свой во-
    прос".

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЙ ВОПРОС
«